Новости СКК

Руководители Креативных кластеров обсудили локальную идентичность творческих пространств

Главной темой круглого стола «Локальная идентичность креативных кластеров России», который провел Союз Креативных кластеров 5 апреля, стал вопрос: Как локальная культура отражается в креативных кластерах?

Делимся ответами наших экспертов:


Клонирование креативными кластерами опыта Москвы и Санкт-Петербурга при использовании собственных знаний опыта – это здорово. Но сейчас начнется углубление во внутреннюю уникальность креативного кластера. Если подчеркивать историческую идентичность мы научились, то вот культурную индентичность локальных сообществ мы пока ищем.



Я думаю, что у всех кластеров путь достаточно похожий, каждый стоит на трех столпах:
Первый – история, что было в этом пространстве до кластера.
Второй – успешная модель, проверенная на практике.
Третий – творческие практики, которые обеспечивают местные, локальные художники.
Важно создание на этих трёх столпах «модного места» – это привлекает лидеров мнений и творческих сообществ. Это как раз дает локальную уникальность. Кластер должен быть модным, стильным, трендовым местом и для целевой аудитории, и для опорных институтов.




Мы культурная капсула, которую себе создала молодежь, поэтому отвечаем её запросам. Подобных формате в Белгороде пока нет.
В части идентичности мы готовим новый проект – в рамках общей концепции развития парка г. Белгорода нам отдают часть территорий, которые мы хотим развивать в классическом направлении, так как работаем с центром ремесел.



В нашей концепции нет региональных маркеров, Самара – не республика, поэтому мы базируемся на текущем ощущении города. Самара считается столицей гедонизма, здесь есть Жигулевский завод, море, пляжи и очень открытые люди.
Наша локальная идентичность – это волжский гедонизм. На этажах много граффити, арендаторы меняют помещения под свои запросы, летом каждый вечер в нашем дворе кипит жизнь - встречаются самые разные люди. Все, кто нам приходит, говорят: у вас такая свободная атмосфера.



В Челябинске очень сильные университеты и школы и у молодежи большой запрос реализовать себя. Наша задача – дать молодым эту возможность, чтобы они не уезжали из города. В этом и есть некоторая наша особенность.
Наши принципы:
- Слышать запросы креативного сообщества в городе;
- Развиваться вместе с этим сообществом;
- Организация и поддержка взаимодействия между резидентами.



Мы здесь не ощущаем насколько сильно отличаемся от другой России. У местного населения нет такого запроса на Якутскую культуру, поэтому, когда мы создаём наш кластер, в первую очередь думаем о комфорте и качестве. Распространённая модель креативных кластеров в стиле лофта не привлекает местное население, которое живет в таких условиях круглогодично.



У меня ощущение, что большая часть креативных кластеров прорастают от гения-места и зависят от организаций, которые стоят у основания. В Ижевске мы делаем не просто кластер, а креативный квартал – это центр, влияющий на развитие города.
Говоря о локальной идентичности, мы руководствуемся следующими принципами:
- раскрытие креативного потенциала каждого человека, формирование созидательной атмосферы;
- коллоборации и сетевой принцип среди разных организаций;
- учитывание локальной культуры.