Союз Креативных Кластеров

Пять вопросов для Аси Филипповой





После объединения четырёх основных креативных кластеров Москвы прошло чуть более четырех месяцев, за это время была проделана большая работа, направленная на популяризацию креативных кластеров в России, но самое важное, что в стране появился экспертный орган, к которому можно обратиться и получить знания и опыт, накопленный не одним десятилетием. Этим интервью открываем серию блиц опросов для создателей Союза креативных кластеров. Сегодня пять вопросов для Аси Филипповой, Центр творческих индустрий «Фабрика»:



Три арт кита, на которых стоит ЦТИ Фабрика?


- Наш центр создан, в первую очередь, для работы творческих людей - процесса творчества как такового, в большей степени, чем презентации результатов этого процесса. Из этого фокуса родились и наши основные проекты: это программа "Фабричные мастерские", в рамках которой мы предоставляем мастерские художникам из России, программа "Художник в резиденции" для иностранных гостей, и программа "Войти и разрешить", нацеленная на совместную работу с сообществами Басманного района, в котором мы находимся. Наша выставочная программа на 80 процентов складывается из проектов, созданных в рамках этих программ, демонстрирующих продукты, созданные непосредственно на Фабрике, хотя мы дополнительно представляем и сторонние выставочные проекты.



Какова, по вашему мнению, роль местных сообществ в формировании креативных кластеров?


- Я считаю, что при правильном (или идеальном) стечении обстоятельств местные сообщества должны играть заметную роль в деятельности кластеров, а художественный контент должен быть ориентирован, в том числе, и на их нужды и интересы. Это помогает кластерам "врастать" в ткань территории, на которой они расположены, превращаться из, пусть и прекрасных, резерваций в места для единения и живого обмена идеями. Кластеры не должны быть музеями, отстраненно показывающими посетителям современное искусство или обучающими культуре. Поскольку часто они находятся в жилых или индустриальных районах, гораздо интереснее сосуществовать в качестве лабораторий для исследования и изучения общих интересов, проблем, их обсуждения, выстраивания взаимодействия. Здесь не идет речь о выполнении социального заказа или некой воспитательной функции - благодаря работе художников, как в нашем случае, люди, живущие рядом, могут порой получить возможность осознать, что их волнует, заявить об этом, в новой неожиданной форме и привлечь таким образом интерес к местной проблематике. Вот, например, есть какая-то важная историческая дата или событие, достойное отражения в пространстве города. Что делается у нас, как правило? - уверенно ставится очередной памятник. Нужен ли он людям, живущим вокруг? Если нужен, то какой? Почему не граффити, почему не объект? Почему всегда ориентируются на вкусы одной возрастной категории, забывая о других - все эти вопросы можно обсуждать и решать нестандартными путями именно в пространствах диалога, которые уместно создавать в творческих кластерах с участием местных сообществ.







Ваш опыт по открытию художественных арт резиденций, зачем они городу/стране?


- Наши резиденции работают для иностранных художников. Причины разные - это и финансирование, которое они могут получать у себя в стране благодаря грантам, и интерес к Московскому культурному наследию и современному ландшафту. Попадая к нам, художники не просто получаю удобное пространство для работы и выставки, они погружаются непосредственно в художественное сообщество и начинают общаться с местными художниками, мы организуем им посещение значимых выставок и площадок, помогаем им в сборе материалов для исследований, сопровождаем их, при необходимости, в архивы и другие труднодоступные места. Мы, таким образом, становимся для них неофициальными, дружественными проводниками в нашу историю и культуру в каких-то неочевидных проявлениях. По нашему мнению, они достойны интереса и изучения- нельзя же ограничиваться Большим театром, ГУМом и Красной площадью. Чем больше интереса будут вызывать русские деревни с их усадьбами, шедевры конструктивизма или книги, написанные в России и зачастую забытые, тем быстрее они вернутся к жизни.







Сегодня из каждого утюга нам рассказывают о том, что одним из основных источников эффективного преобразования города, является социальный потенциал, формирующийся в местных сообществах. Каково Ваше мнение, что в принципе значит понятие «местные сообщества»?


- Это очень широкое понятие и действительно, сейчас повсеместно обсуждаемое. Поэтому я не считаю нужным давать свое, новое определение - их много. Например - сообщество людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством использования и развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления. Помимо этого, активная часть местных сообществ может развивать и внешние контакты с органами власти и т.п. Далее начинается бесконечное многообразие - это может быть дворовое сообщество любителей мотоциклов или футбола, матерей малолетних детей, молодежи, увлекающейся граффити и так далее. Для меня самым важным и интересным в местных сообществах является наличие у них осознанных и сформулированных запросов. Сейчас, такие сообщества получили мощное развитие благодаря социальным сетям - районные группы стали самым ярким и объективным отражениям интересов людей и показали реальную возможность четкой коммуникации. Я вижу в этом мощный источник самосознания, собственного достоинства и уважения к своему соседу, и множество других фундаментальных для человечества вещей.







Провокационный вопрос, по собственному опыту, можно ли совмещать коммерческую эффективность объекта и «слабо коммерческую» деятельность ее резидентов? Сложно ли найти эту правильную, для образования именно креативного кластера, грань?


- Можно. Более того, я не сделаю открытия, если скажу, что многие креативные кластеры работают именно на принципе так называемых "Umbrella-center" (зонтичные модели), когда часть резидентов более успешна с коммерческой точки зрения и генерирует денежный поток, и другая, менее коммерческая, вносит больший вклад в культурную составляющую кластера, создает контент, привлекая внимание аудитории и создавая особую атмосферу места. В нашем случае программы мастерских и местного музея "Войти и разрешить" - это благотворительные проекты, не приносящие финансовой отдачи, но дающие нам очень много в области нематериального капитала и новых смыслов в нашей деятельности. Для каждого кластера эта грань, конечно, своя: есть более коммерческие проекты, есть менее. Но то, что баланс между этими двумя составляющими возможен и достижим - абсолютный факт.