На пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент России Владимир Путин озвучил ряд важных инициатив, направленных на системное развитие креативной экономики в стране. Его заявление вызвало широкий отклик со стороны профессионального сообщества.
«В текущем году вступил в силу федеральный закон, который задал правовую основу для продвижения креативных индустрий. До конца года 70 регионов начнут внедрять стандарты развития этого современного сегмента экономики и общественной жизни, создавать необходимую инфраструктуру. Чтобы сделать такую работу более основательной, системной, прошу правительство вместе с субъектами Федерации подготовить долгосрочную стратегию развития креативной экономики, а также подумать о запуске федерального проекта на этот счёт», — заявил глава государства.
В этом направлении уже ведется работа со стороны профессионального сообщества. Так, на основе ранее изданного Атласа креативных кластеров при активном участии Союза Креативных Кластеров (СКК) и на основе аналитических материалов, подготовленных экспертами СКК, Минэкономразвития России разработало и представило Постановление Правительства РФ №789 «Об утверждении критериев признания территории креативным кластером и Правил признания территории креативным кластером». Этот документ стал важным шагом в нормативном оформлении новой экономической реальности.
В ответ на поручение президента СКК подтвердил готовность участвовать в формировании стратегии креативной экономики, предоставляя экспертную поддержку и предложения. Уже на сессии ПМЭФ «Креативные индустрии – 2030. Федеральная стратегия: вектор на регионы» основатель Центра современного искусства «Винзавод» и член правления СКК Софья Троценко обсудила с участниками форума первые подходы к реализации инициативы. В ходе дискуссии подчеркивалась важность комплексного развития законодательства в этой сфере.
Сессию открыл заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский, подчеркнув, что Закон №330, принятый в августе прошлого года, носит рамочный характер. Он не ограничивает сферу креативных индустрий, а, напротив, даёт регионам инструменты гибкого регулирования и формирования эффективных мер поддержки. Журавский также отметил, что креативные индустрии — это реальный сектор экономики, объединяющий как самозанятых, так и крупные корпорации, и способствующий удержанию молодежи в регионах.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике и автор закона о развитии креативных индустрий Денис Кравченко отметил, что принятие закона — лишь начало пути. Он подчеркнул необходимость дальнейшей доработки нормативной базы, в том числе подзаконных актов, особенно в части уточнения перечня ОКВЭДов, относящихся к креативным индустриям. Также он указал на важность усиления координации между Минэкономразвития и субъектами РФ. Работа над поправками к закону уже ведётся.
«В текущем году вступил в силу федеральный закон, который задал правовую основу для продвижения креативных индустрий. До конца года 70 регионов начнут внедрять стандарты развития этого современного сегмента экономики и общественной жизни, создавать необходимую инфраструктуру. Чтобы сделать такую работу более основательной, системной, прошу правительство вместе с субъектами Федерации подготовить долгосрочную стратегию развития креативной экономики, а также подумать о запуске федерального проекта на этот счёт», — заявил глава государства.
В этом направлении уже ведется работа со стороны профессионального сообщества. Так, на основе ранее изданного Атласа креативных кластеров при активном участии Союза Креативных Кластеров (СКК) и на основе аналитических материалов, подготовленных экспертами СКК, Минэкономразвития России разработало и представило Постановление Правительства РФ №789 «Об утверждении критериев признания территории креативным кластером и Правил признания территории креативным кластером». Этот документ стал важным шагом в нормативном оформлении новой экономической реальности.
В ответ на поручение президента СКК подтвердил готовность участвовать в формировании стратегии креативной экономики, предоставляя экспертную поддержку и предложения. Уже на сессии ПМЭФ «Креативные индустрии – 2030. Федеральная стратегия: вектор на регионы» основатель Центра современного искусства «Винзавод» и член правления СКК Софья Троценко обсудила с участниками форума первые подходы к реализации инициативы. В ходе дискуссии подчеркивалась важность комплексного развития законодательства в этой сфере.
Сессию открыл заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский, подчеркнув, что Закон №330, принятый в августе прошлого года, носит рамочный характер. Он не ограничивает сферу креативных индустрий, а, напротив, даёт регионам инструменты гибкого регулирования и формирования эффективных мер поддержки. Журавский также отметил, что креативные индустрии — это реальный сектор экономики, объединяющий как самозанятых, так и крупные корпорации, и способствующий удержанию молодежи в регионах.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике и автор закона о развитии креативных индустрий Денис Кравченко отметил, что принятие закона — лишь начало пути. Он подчеркнул необходимость дальнейшей доработки нормативной базы, в том числе подзаконных актов, особенно в части уточнения перечня ОКВЭДов, относящихся к креативным индустриям. Также он указал на важность усиления координации между Минэкономразвития и субъектами РФ. Работа над поправками к закону уже ведётся.
Член правления СКК Майя Свистухина подчеркнула необходимость продолжения совершенствования системы законодательства и ту работу, которую ведет СКК в коммуникации с Государственной думой и Минэкономразвития России по нескольким направлениям:
• Развития инфраструктурной поддержки креативных индустрий необходимо расширить 330-ФЗ , включив в Статью 6 креативные пространства, креативные цифровые платформы и институты развития, как существенные элементы влияющие на качество развития креативной экономики на местах;
• Синхронизация нормативных документов - необходимо синхронизировать положения 330-ФЗ, Единого плана и Приказа Минэкономразвития России № 266 в части видов экономической деятельности, составляющих креативные индустрии, что также предполагает существенную доработку системы ОКВЭД, что ликвидирует существующие нестыковки и пробелы.
• Идентификация самозанятых - важным вопросом является разработка системы идентификации самозанятых, как субъектов креативных индустрий, так как действующие положения Статьи 6 330-ФЗ и Приказа № 266 не позволяют в полной мере их идентифицировать и включить в реестры;
• Комплексный подход к инфраструктуре - важно создать благоприятные условия для развития инфраструктуры поддержки креативных индустрий, не ограничиваясь льготами, но сформировав комплекс возможности для создания и распространения такой инфраструктуры.
Участники сессии обозначили ключевые направления для доработки законодательства и подчеркнули важность подготовки Стратегии развития креативной экономики до 2036 года. Особое внимание было уделено необходимости координации усилий между органами власти, профессиональным сообществом и институтами развития.
*Запись сессии доступна по ссылке: форум ПМЭФ.