В рамках серии встреч с экспертами, посвященных развитию креативных пространств, Союз Креативных кластеров провел дискуссию «Креативные кластеры и Арт-резиденции в России». Модератор дискуссии: Ася Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика», председатель СКК. Среди приглашенных спикеров: Дмитрий Барсенков, директор Творческого индустриального кластера «Октава»; Женя Чайка, куратор программы Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале, куратор арт-резиденции «Шишимская горка», исследователь Ассоциации арт-резиденций России; Анастасия Пацей, директор музея арт-центра «Пушкинская-10»; Мари Сокол, со-куратор арт-резиденции «Дача Рябушинских».
Участники круглого стола обсудили ключевые признаки арт-резиденций, ответили на вопросы — какие резиденции наиболее востребованы среди художников, а также рассмотрели примеры творческих резиденций в креативных кластерах.
«”Креативные кластеры” и “Арт-резиденции”: оба термина являются заимствованными и англоязычными. Кластер (cluster по-английски) — пучок, этот термин подразумевает какое-то место, где собраны представители креативных индустрий, а арт-резиденция (от слова residence) — проживание. Арт-резиденция — это достаточно определенное явление, которое в художественном мире, в мире искусства и литературы существовало довольно давно. В советские времена резиденции существовали в нашей стране под названием Дома творчества. Арт-резиденция — место, где творческий человек может жить и работать какое-то определенное время и создавать свой культурный продукт. Безусловно креативные кластеры и арт-резиденции — не одно и то же. И к сожалению, сейчас эти два понятия зачастую замещают друг друга, нам это представляется не совсем правильным. Это разные вещи, имеющие разные цели и задачи, которые требуют разного построения деятельности», — отметила Ася Филиппова, открывая дискуссию.
Ассоциация арт-резиденций
Женя Чайка, куратор программы Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале, куратор арт-резиденции «Шишимская горка», исследователь Ассоциации арт-резиденций России: «У арт-резиденции довольно обширная история, которая насчитывает более 150 лет. Арт-резиденция — инфраструктура, обеспечивающая временное пребывание профессионалов художественной сферы для осуществления какой-то художественной деятельности. Принципиальным моментом является то, что арт-резиденция нацелена на работу с профессионалами художественной деятельности. Это не формат самодеятельной организации или факультативного воспитания молодежи».
Арт-центр «Пушкинская-10»
Анастасия Пацей, директор Музея нонконформистского искусства арт-центра «Пушкинская-10»: «В Арт-центре “Пушкинская-10” мы пытаемся всячески отстаивать свободу творчества, бороться с конформизмом и стереотипами. В июне наше пространство отметило 33 года. Это место, которое было основано художники и до сих пор управляется ими. Художники у нас во главе всего — это важно. Это отличает нас от других подобных кластеров и помогает сохранять живой творческий процесс».
Кластер «Октава»
Дмитрий Барсенков, директор Творческого индустриального кластера «Октава»: «Мы видим одной из миссий кластера “Октава” — знакомство горожан и гостей Тулы с актуальным современным российским искусством. Сейчас у нас проходит выставка Пьера-Кристина Броше, который собрал около 800 работ русских художников. Мы решили показать, чем живет и дышит искусство в стране. После насмотренности на искусство, на самые знаковые работы, нам хочется, чтобы люди сами начинали творить. Кластер — точка для развития. Хочется, чтобы люди получили новые навыки, новый опыт. Следующий шаг — проведение арт-резиденции».
Арт-резиденция «Дача Рябушинских»
Мари Сокол, со-куратор арт-резиденции «Дача Рябушинских»: «Арт-резиденция “Дача Рябушинских” создана для жителей и гостей города Вышний Волочек. Любая самоорганизация как мы финансируется исключительно из семейного бюджета или за счет пожертвований. Наши резиденты, помимо питания и проживания, получают небольшой гонорар, чтобы покрыть расходы».