АТЛАС КРЕАТИВНЫХ КЛАСТЕРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Атлас Креативных кластеров — первое на данный момент издание, в котором проведена масштабная работа по анализу, описанию, сравнению и систематизации развивающихся тенденций и примеров работы креативных кластеров по всей России.
В Атласе сформированы критерии, которые задают четкие границы понимания, что является креативным кластером, а что нет.
Атлас стал результатом двухлетнего труда авторского коллектива по исследованию всех регионов РФ, охватившему около 300 объектов, претендующих на статус кластера, и различных творческих пространств.

О чем Атлас креативных кластеров?

Что такое креативный кластер, как разобраться во множестве аналогов

Какие тенденции развития креативных кластеров наблюдаются в регионах и в стране в целом

Команды креативных кластеров — кто они, и какие методики развития максимально эффективны

Зависит ли ситуация от политики поддержки креативных индустрий и кластеров местными и региональными властями

Кому будет полезен?

Возможность воспринять опыт региональных команд и избежать ошибок при организации социальных и культурных проектов на базе креативных кластеров и объединению вокруг них креативных сообществ.

Возможность повысить привлекательность своих городов и регионов, сформировать инклюзивные меры поддержки для развития креативных индустрий за счет взаимодействия и поддержки местного бизнеса и сообществ в создании креативных кластеров.

Оценить экономический потенциал организации креативного кластеров и повышению привлекательности территорий развития.

Сообществам

Чиновникам

Бизнесу

База знаний

Глоссарий

Креативный кластер — совокупность субъектов креативных индустрий и тесно связанных с ними предпринимательской, общественной, образовательной деятельностью иных субъектов, размещенных на территории компактно расположенного земельно-имущественного комплекса, где определена и публично заявлена базовая специализация по видам креативных индустрий, обеспечена необходимая инфраструктура для творческой, интеллектуальной, иной организационной, преимущественно предпринимательской, деятельности, а также созданы условия для междисциплинарного взаимодействия, создания креативных продуктов (товаров, работ, услуг) и развития человеческих ресурсов.

Базовые направления специализации креативных кластеров:

Музейная, галерейная деятельность;

Архитектура и проектирование;

Дизайн;

Фотография;

Издательская деятельность;

Культурно-досуговые направления;

Исполнительское искусство, изобразительное искусство;

Производство аудио-визуальных произведений;

Реклама;

Мода;

Народные промыслы и ремесла;

Иные направления творческой деятельности.

Профильный резидент креативного кластера — субъект креативных индустрий, использующий на долгосрочной или краткосрочной основе имущественно-земельный комплекс (или его часть), включенный в состав креативного кластера, на праве собственности, аренды или ином законном праве для осуществления экономической деятельности по направлениям креативных индустрий.

Официальные документы о креативных кластерах и креативных индустриях

Нормативно-правовые акты, принятые в Российской Федерации по теме креативных кластеров и креативных индустрий

Литература о креативных индустриях и креативных кластерах

Автор: Н.Гладких, Е. Зеленцова
Творческие индустрии. Теории и практики
Творческие индустрии, креативный класс, креативный кластер, креативная экономика - понятия, которые во втором десятилетии XXI века уже вошли в широкий обиход как в мире, так и в России. Некоторую роль в этом сыграло первое издание этой книги (2010). В ней рассказывается о становления ключевых идей и современных практиках творческой экономики. Второе издание дополнено анализом новых явлений и тенденций. На сегодня это единственная книга в России, которая дает возможность узнать всё о творческих индустриях: от генезиса до самых известных историй успеха.

Автор: Р.Флорида
Креативный класс. Люди, которые меняют будущее
Книга рассматривает теорию креативного класса и его роль в современной экономике.
Автор: Д.Хоукинс, Б.Кларк
Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги
Книга описывает экономику креативных индустрий и подробно рассматривает, как люди зарабатывают деньги на своих идеях.
Автор: Д. Тросби
Экономика и культура
В этой книге предлагается новый взгляд на экономические аспекты культурной деятельности и культурный контекст экономики и экономического поведения. Автор показывает, каким образом осуществляется оценка культурных благ в экономическом и культурном отношении, и вводит понятия культурного капитала и устойчивости. Особое внимание уделяется рассмотрению экономики креативности в производстве культурных благ и услуг, роли культуры в экономическом развитии, культурных индустрий и культурной политики.
Автор:Ф.Кук, Л.Лаззеретти
Creative Cities, Cultural Clusters and Local Economic Development
Книга рассматривает экономическое развитие городов с точки зрения «культурной экономики» и «креативных индустрий».

Исследование
центров притяжения креативных индустрий

Летом 2025 года мы провели исследование среди 39 площадок г. Москвы на предмет потенциала соответствия статусу «Креативного кластера» согласно ПП - №789 и рисков развития их территорий

Итогом исследования стало выявление 20 центров притяжения креативных индустрий, которые в значительной степени могут претендовать на статус «Креативный кластер»


В рамках оценки рисков развития мы выявили, что из 20 территорий, способных претендовать на статус «Креативный кластер», 9 входят в проекты комплексного развития территорий (КРТ)

Результаты в цифрах
  • Площадок
    претендентов на статус
    «Креативный кластер»
    20
  • Организации
    действуют на территориях двадцати площадок
    > 2000
  • Предприятий
    из них представляют креативные индустрии
    909
  • Компаний
    из них оказывают сопутствующие услуги и производят товары для КИ
    и гостей площадок
    1099

Мы провели правовой и социо-экономический анализ рисков включения 9 площадок входящих в КРТ и выявили, что на текущий момент отсутствуют предусмотренный порядок и практики сохранения или интеграции в проекты КРТ устоявшихся кластерных связей креативных индустрий и сохранения социо-культурного капитала таких пространств для реализации потенциала креативных индустрий, увеличения привлекательности и капитализации территорий.


Кроме того реализация проектов КРТ с включением центров притяжения КИ, в том числе креативных кластеров несет конфликт интересов в реализации национальных проектов «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная и конкурентная экономика», в частности направленных на улучшения жилищных условий граждан и развитие креативной экономики в Российской Федерации соотвественно.


Данные обстоятельства создают поле дискуссии о разработке эффективного механизма по синхронизации национальных проектов и реализации максимального потенциала территорий через сохранение в проектах КРТ креативых кластеров.

Ознакомится с материалами исследования можно ниже по ссылке